Можно, вставлю свои пять копеек? По поводу Фомы у кого-то из Отцов (чуть ли не у Златоуста, сейчас текста нет под рукой) есть очень интересное объяснение: Фома *боялся* поверить, но потому, что прекрасно понимал последствия. Если ДА, Иисус воскрес, то ему, Фоме, идти "даже до конец земли" (что он и сделал, в конечном итоге, -- так далеко более ни один из Двенадцати не забирался). Но если ему, грубо говоря, впаривают дезу, а он поведется на подставу, то последствия могут быть катастрофическими. Он готов и верить, и идти, но прежде должен иметь абсолютную гарантию того, что пойдет он именно туда, куда надо, и именно за Тем, за Кем надо. Вот Назорей и устраивает ему условия для прямого натурного эксперимента -- убедиться в Воскресении эмпирическим путем. Фома влагает перст в "язвы гвоздиные", получает необходимые для дальнейших построений экспериментальные данные -- и идет вперёд, уже не оглядываясь. Как следствие -- "о доброе неверие Фомино", которое "верных сердца в познание приведе" (воззвахи Антипасхи). И тогда слова его исповедания можно прочитать немного по-другому: "Господь мой и Бог мой -- это действительно Ты, это была не деза, поэтому я верю".
no subject
Date: 2011-01-09 01:37 pm (UTC)По поводу Фомы у кого-то из Отцов (чуть ли не у Златоуста, сейчас текста нет под рукой) есть очень интересное объяснение: Фома *боялся* поверить, но потому, что прекрасно понимал последствия. Если ДА, Иисус воскрес, то ему, Фоме, идти "даже до конец земли" (что он и сделал, в конечном итоге, -- так далеко более ни один из Двенадцати не забирался). Но если ему, грубо говоря, впаривают дезу, а он поведется на подставу, то последствия могут быть катастрофическими. Он готов и верить, и идти, но прежде должен иметь абсолютную гарантию того, что пойдет он именно туда, куда надо, и именно за Тем, за Кем надо.
Вот Назорей и устраивает ему условия для прямого натурного эксперимента -- убедиться в Воскресении эмпирическим путем. Фома влагает перст в "язвы гвоздиные", получает необходимые для дальнейших построений экспериментальные данные -- и идет вперёд, уже не оглядываясь. Как следствие -- "о доброе неверие Фомино", которое "верных сердца в познание приведе" (воззвахи Антипасхи).
И тогда слова его исповедания можно прочитать немного по-другому: "Господь мой и Бог мой -- это действительно Ты, это была не деза, поэтому я верю".