honestas: (Никто)
[personal profile] honestas
  Захотелось мне что-то посмотреть чего-нибудь. Чего-нибудь хорошего. И не очень концептуального, а то от некоторых выборов [livejournal.com profile] famistoklius'а жить потом неохота.
  И вспомнил я, что фильмец The Messenger: The Story of Joan of Arc я смотрел давно, отрывками и безнадёжно глупым и маленьким. Тогда мне показалось - мочилово и мочилово, а потом её ещё и сожгли.
  Теперь-то я понимаю прелесть наличия отсутствия хэппи-энда.
***

  Я не знаю, есть ли у Бессона фильмы лучшие, чем "Жанна д'Арк", но в условиях неограниченного времени я бы вступил в спор с каждым, кто отрицает гениальность этой картины. Кроме подбора актёра на роль дофина - вот честное слово, лучше бы Олон(Desmond Harrington) и играл короля! - и, вообще говоря, спорных с пятисотлетнего расстояния исторических частностей, я не заметил ничего, чтобы меня покоробило.
  Разумеется, я вообще все фильмы смотрю очень избирательно - в смысле, тональность, в которой я буду интерпретировать картину, складывается буквально в первые десять-пятнадцать минут, после чего всякое лыко - в строку.
  Итак, начнём с начала - с названия. "The Messenger" - "Вестница". Очень важно именно это: вестник не уполномочен совершать какие-нибудь действия, не имеющие знаковой интепретации. Запомним это.
  Действие начинается с явных цитат:"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие?(Пс. 42:2-3)". "Жанна, разве у тебя нет подруг? Разве тебе с ними не весело?" Разумеется, Жанне весело с подругами, но дом её - в доме Бога. По-католически страстно и чувственно, но буквально "всей душою и всей мыслью своей" Жанна любит Христа. Чего только стоит её - да, на грани истерики, но - в какой ситуации? - заявление "Я хочу причаститься сейчас же!".
  И чуть позже - вознося Чашу с содержимым дарохранительницы:"Мы будем едины с Тобой сию же секунду!" В этом эпизоде я совершенно искренне рукоплескал Бессону. Ссылки вино-кровь-единение даны так чётко, что не увидит, пожалуй, лишь совершенно слепой.
  Дальнейшее действие - середина фильма -  снято, очевидно, чтобы не разочаровать тех, кто пришёл жрать попкорн на премьеру. Королевский двор, битвы, героизм, кетчуп кровь, отрубленные головы...
  Победы Жанны в открытых столкновениях войск - как это показано Бессоном - вполне логичны. Когда людей ведёт в атаку тот, кто сам себя не жалеет, тогда и идущие за ним не жалеют себя. Её же знание когда и где ударить - не очень подчёркнуто.
  Очень ярки два эпизода. Первый - где Жанна со знаменем выходит к воротам осаждаемой крепости и кричит:"Гласдейл! Ты, кто называет меня шлюхой, я испытываю к тебе жалость! К тебе и твоей душе!". Это - один из первых её боёв, её призвание свежо, благодать полнит её и говорит она с силой.
  И второй - где за серебряное кольцо она выкупает пленного англичанина. "Жанна, ты хочешь всех пленных выкупить?" - "Не знаю!". Ни Жанна, ни режиссёр не дают ответа на этот вопрос - просто потому что он тут, рядом, протяни руку и возьми: нет добра за семью морями. Только здесь-и-сейчас лежит твой путник из Иерусалима, только здесь-и-сейчас ты - левит или Самарянин.
  Жанна славна, она уже не робеет, она говорит и делает сама - и в этом её ошибка.
  В плену, в темнице её Голос приходит к ней снова - уже не как зрелый мужчина, а как старец. И на этот раз он - не в белом, а в чёрном. Он приходит, чтобы задать вопросы, на которые Жанна должна ответить не словами. "Господь послал меня" - "Получается, ты необходима Господу? Он без тебя не мог бы этого сделать?" 
Вопрос, не правда ли? А каков ответ?
  Старец искушает Жанну самым жестоким образом, и я чуть было не решил, что эти видения - плод глубочайшего заблуждения. Прелести.
  Но потом я понял, что старец попросту вышибает все подпорки, на которые Жанна опиралась. Они ей больше не нужны. Она может летать, хоть и не вполне ещё это осознаёт. Не удержусь, процитирую Льюиса:
    - А вы не могли бы пообещать не трогать меня, если я подойду?
    - Я ничего не обещаю, - сказал лев.
    Жажда так мучила Джил, что она незаметно для самой  себя  подошла  на шаг ближе к ручейку.
    - А вы едите девочек? - спросила она.
    - Я поглотил немало девочек и мальчиков, мужчин и женщин,  королей  и императоров, городов и царств, -  отвечал  лев  без  всякого  хвастовства, сожаления или гнева. Просто отвечал.
    - Я боюсь подойти, - созналась Джил.
    - Тогда ты умрешь от жажды, - сказал лев.


©К. С. Льюис, "Серебряное кресло"
  Тот, кто вёл Жанну всё это время - не даёт ни гарантий, ни обещаний(точнее, Его нельзя связать никаким обещанием), ни перед кем не отчитывается и никому не ведома Его воля, пока Он Сам не соблаговолит её открыть. Прежде чем полностью это осознать, Жанна должна понять, что же не так с ней самой.
  Жанна видела видения - но наряду с собственно виденями были и её собственные проекции, ошибки. Знаки, которые не были знаками. "Я думала, мне всё позволено, потому что я сражаюсь за правое дело". "Я шла в бой, чтобы отомстить и от отчаяния". "Я была упряма и заносчива" - "И надменна", подсказывает голос. - "И жестока". Как она теперь вспоминает, она не всегда была вестником - иногда она позволяла себе быть посланником и представителем. Превышала полномочия глашатая. Чистая нота, которую ей было доверено спеть, поплыла, поехала в сторону.
  Почему я с такой лёгкостью выдвигаю против Жанны обвинения? Потому что каждый из нас - Жанна,так же, как, вольно цитируя того же Льюиса, каждый из нас - Психея. Жанна сгорает, обманув, как любая мученица, своих мучителей: за гранью смерти она увидит не мутные и странные видения, а свою Любовь, Того, к Кому стремилась.
  А эти метания епископа Пьера Кошона? Из союзников англичан он по мере процесса становится почти нейтральным, почти справедливым. Почти - но не настолько, чтобы хотя бы сказать несчастной Жанне ego te absolvo. Сыграв на самом святом для Жанны - пообещав, фактически, ей Причастие, он выманил у неё признание. Зря, зря не дали Жанне на костре выкрикнуть те слова, которые ей приписывают:"Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!" Были бы очень кстати.
 

  Разумеется, я анализировал не исторического персонажа, а героиню Миллы Йовович. Настоящая Жанна была гораздо проще, политичнее, одарённее: героиня не умела махать мечом, а вот реальная Жанна была сильна в околовоенных играх. Настоящей Жанне, кроме военных успехов, удавались также успехи дипломатические: она смогла помирить короля и коннетабля, к примеру. Подозреваю, что это было не единственное её достижение.
  В отличие от киногероини, живая Жанна, словно даосский мудрец, осторожно, быстро и точно наносила удары в слабые места обстоятельств, после чего они складывались в её пользу. Фильм Бессона - это современная агиография, выражение идеи за счёт некоторого пренебрежения реальностью. Красивая полусказка, чтобы нимб над головой Жанны сиял поярче.
  Я надеюсь, мы с ней увидимся однажды.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

honestas: (Default)
honestas

May 2015

S M T W T F S
     1 2
34 56 789
1011 121314 1516
17 18192021 2223
2425 262728 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 10:00 am
Powered by Dreamwidth Studios