Концерт для инженера с кластером на полтора терафлопса — 12
Во-вторых, it's official: ВАК подтвердил присвоение мне степени своим приказом от 18 мая.
Глава 12
День? Ночь? Это восемь часов чего?
Электрический свет. Шелест кулера и гул винчестера.
Работа не клеится. Уже давно. Сроки вновь придётся подвинуть. Гонорар пока больше неустойки, но если так будет продолжаться, то скоро соотношение изменится. Ну и пускай.
Когда становится совсем невыносимо, Кифа бросает всё и выползает наружу из своей комнаты-раковины во внешний мир. Слишком яркое солнце днём, слишком яркие фонари ночью. Слишком громкий шум улицы. Слишком невыносимо внутри, чтобы включить в наушниках музыку. Всё равно лучше, чем наедине с собой. Ольга чудится ему в прохожих то здесь, то там.
И — приступами — запах её любимых духов. В самые неожиданные моменты. Посреди пустой улицы. В переполненном автобусе — но когда вокруг даже ни одной женщины.
Фрилансерские поделки сливаются в одно неразрешаемое уже с расстояния в неделю пятно. Лабораторные и курсовые студентам-лодырям, какая-то вёрстка и даже немного копирайтерства. А какая разница? Денег, меж тем, это приносит всё меньше.
Кифе наплевать.
Он не почувствовал, когда температура за бортом впервые в году преодолела нулевую отметку.
Он не заметил, как в квартире появился котёнок — пищащий серый мячик, с громким топотом носящийся по дому.
Он брёл бесцельно по городу в одну из своих вылазок. Солнце неплохо припекло сегодня днём. Снег под ногами слежался, растаял, подмёрз и снова рассыпался под ногами прохожих стеклянными кубиками разбитого лобового стекла на автомобиле. Небо чуть розовело вдали на западе и наливалось глубоким синим цветом прямо над головой.
Кифа думал… ничего. Ни одной мысли не было у него в голове. Удивляясь, что он ещё продолжает существовать, он на ходу поднял правую руку ладонью вверх и посмотрел на неё, будто видя впервые. Пошевелил пальцами, сжал их в кулак и снова раскрыл ладонь. Рука. Существующая. Материальная. Странно, что она осталась существовать, когда вся его жизнь внезапно растворилась в пустоте.
– Кифа? Ты?
Он опять оказался в том же месте, у той же остановки и даже почти в то же время. И, всё-таки, удивительно, что он опять пересёкся с Олегом. Видеть его не хотелось, откровенно говоря. Никого не хотелось видеть. Не хотелось, в общем-то, ничего.
– Олег, — на большее Кифы не хватило. Пожелание доброго вечера по-прежнему звучало кощунственно.
– Я тебя даже не сразу узнал.
Кифа молчал. Кажется, обычно гуманоиды, проживающие на планете Земля, в таких социальных ситуациях интересуются здоровьем и уровнем социального одобрения своего визави. Террестиальная лингвистика Кифе сегодня не давалась особенно упорно: сформулировать такой вопрос он был не в силах, даже под страхом неудовольствия аборигенов.
– Смотри, Кифа, — неторопливо начал Олег снова и продолжил, как всегда, быстрее — пора тебе заканчивать с этими глупостями. Завтра… нет, послезавтра приходи в контору. Часам к трём дня.
– Зачем? — только и смог тупо спросить Кифа.
– Поговорим. Подумаем.
– О чём?.. Что?.. Я не понимаю…
– Ты помнишь, как мы зашивались весной, когда ты ещё работал?
Кифа кивнул. Про себя он отметил особенность формулировки: не “работал у нас”, а просто “работал”. Что ж, пожалуй, Олег прав. То, чем он занимается сейчас — не работа, ни в каком смысле, кроме, пожалуй одного: за это платят деньги. Потом он вспомнил, куда катятся его “проекты”.
– Как думаешь, что изменилось? — Олег, похоже, слишком долго общался с Юджином, и тоже полюбил играть в Сократа.
Кифа пожал плечами.
– Пять новых заказчиков появилось, вот что! Работы — завались, и непохоже, чтобы у тебя был недостаток свободного времени.
– Олег, как-то это всё… внезапно. Я даже не уверен, что хочу снова работать в Z.
Олег посмотрел на него, прищурившись.
– Нет, — сказал он, — не думаю, что ты этого хочешь. Опять же, с другой стороны — не сказать, что ты особенно против. Подумай, в общем.
Кифа пообещал подумать и поспешно попрощался с Олегом.
“Что за глупости! — думал он. — Работа в этой конторе — пройденный этап. Надо двигаться дальше, к новым вызовам.”
Придя домой, он открыл почтовый аккаунт, который использовал для переписок, связанных с фрилансовыми проектами. Закрыл.
Через день без четверти три он был в вестибюле офис-центра, где контора Z. арендовала офис, и набирал номер Олега на смартфоне.